четверг, 22 мая 2008 г.

Открытый взгляд на будущее доктора Бойда

Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. У каждой из сторон есть серьезные аргументы.

В данной статье я кратко изложу основные положения теории Открытого взгляда на Божий промысел к будущему, приводя к тому библейские основания. Я также приведу наиболее часто выдвигаемые возражения предлагаемому подходу.

Не стоит говорить о том, что многие места Писаний характеризуют Бога как Всеведающего и Предопределяющего определенные события будущего. Не столь часто признается, что в Писаниях есть места, предполагающие открытость (не предопределенность) некоторых событий Богу. Например: Бог часто меняет Свое решение в результате изменившихся обстоятельств или как ответ на молитву (Исход 32:14; Числа 14:12-20). В других случаях Он ясно говорит, что поменяет Свое решение, если изменятся обстоятельства (Иер. 18:7-11; 26:2-3; Иез. 33:13-15). Такая готовность к переменам изображается как качество Божия величия (Иоиль 2:13-14; Иона 4:2).

Несколько раз Он сожалеет о том, чем все обернулось, даже о тех решениях, которые Он принимал, но которые не были успешны вследствие свободной воли человека (Быт. 6:5-6; 1 Цар. 15:10, 35; Иез. 22:29-31).

В других случаях Он говорит, что ожидал другого результата (Ис. 5:3-7; Иер. 3:6-7; 19-20).

В ряде текстов Господь явно говорит нам, что не знал, что люди поведут себя таким вот образом (Иер. 7:31; 19:5; 32:35).

Господь часто испытывает Свой народ, чтобы выяснить, будут ли они верны Ему (Быт. 22:12; Исх. 16:4; Втор. 8:2; 13:1-3).

Иногда Господь задает нериторический вопрос о будущем (Чис. 14:11; Ос. 8:5) и говорит с людьми в том смысле, что события могут произойти, а могут и не произойти (Исх. 3:18-4:9; 13:17; Иер. 3 8:17-18, 20-21, 23; Иеp. 12:1-3). Традиционно богословы рассматривали все тексты, которые показывали, что будущее, предузнанное Господом или предопределенное волей Божией, раскрывает всю истину о Божьем плане на будущее. А потому они трактовали все места (подобные приведенным выше), где предполагается, что Богу известно не все, в переносном смысле. Я не считаю такой подход единственно правильным. Я склонен к буквальной трактовке указанных текстов, а потому прихожу к заключению, что не все вопросы о будущем, стоящие перед Богом, уже предопределены. Считаю уместным привести основные возражения моей позиции: «Открытый взгляд» подрывает учение о всеведении Божьем. Я утверждаю (ибо так учит Писание), что Бог знает абсолютно все. Мое понимание всеведения Божия нисколько не отличается от взглядов правоверных богословов. Но я считаю, что часть действительности, которую Бог знает полностью, состоит из событий вероятных. «Открытый взгляд» подрывает учение о Божьем всемогуществе. Я утверждаю (ибо так учит Библия), что Бог всемогущий. Он есть Творец всего и потому вся власть исходит от Него. Но, разделяя общий взгляд арминиан, считаю, что Бог ограничивает проявление Своего могущества, предоставляя свободную волю Своему творению (людям и ангелам). «Открытый взгляд» подрывает уверенность в способности Божьей претворить в жизнь Его цели. Я утверждаю (ибо так учит Библия), что Бог может и уже предопределил все, что Он предусмотрел для будущего.

Но я также утверждаю (потому, что я верю, что Писания так учат), что Божия цель в творении предусматривает также наличие свободно действующих лиц, которые в определенной степени самостоятельно принимают решения (скажем, в отношении их судьбы в вечности). В установленных Творцом пределах, которые гарантируют исполнение всего намеченного Богом, человечество имеет определенную степень самоопределения. А это значит, что в отношении судьбы конкретной личности события могут происходить не так, как того желает Бог. Если мы это отрицаем, то должны признать, что в действительности Бог желает, чтобы некоторые люди попали в ад. Но Писания недвусмысленно отрицают это (I Тим. 2-4; 2 Пет. 3:9).

Все в нашей жизни, начиная от нашего личного опыта и вплоть до квантовых частиц, указывает на ту истину, что предсказуемая стабильность не исключает элементов непредсказуемости». Доктор Грегори Бойд

Комментариев нет: