четверг, 22 мая 2008 г.

Нет ничего невозможного

В первой главе книги Бытие мужчина и женщина получают благословение и повеление: «Плодитесь и размножайтесь; и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Человечество воистину проявило свою плодовитость. Шестимиллиардным населением мы «наполнили землю» и покорили ее, изобретя первые орудия труда и примитивное оружие, укротив огонь, подчинив себе атомную энергию и расшифровав генетический код.

И так блистательно мы справились с этой задачей, что возомнили о себе как о владыках, узурпировавших всю власть, и творцах, от Бога отрекшихся и восставших против Него.

Последствия всего этого таковы, что теперь мы наводим ужас на «всех живых существ, которые передвигаются по земле».

Крайне острые экологические проблемы по всему миру — прямой результат человеческой гордыни и творимого ею беспредела.

Уже на протяжении долгого времени стало принято сравнивать строительство Вавилонской башни с выдающимися сегодняшними достижениями технического прогресса. Сегодня эта древняя история стала как никогда актуальной: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя...» (Быт. 11:4). Но Бог разгадал дерзкие планы людей: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11:6).

Не напоминает ли это программы всеё тех же самоуверенных интеллектуалов, которые, взирая на новое тысячелетие, пророчествуют нам о ложной надежде? Некоторые из них предрекают, что, по мере развития науки, человечество должно пересотворить себя путем скрещивания наиболее совершенных видов и, таким образом, стать своим собственным творцом, преодолевая страх и смерть и открывая для избранных представителей элиты путь к более счастливой и продолжительной, а, быть может, и вечной жизни.

Кажется, что для этого имеются все возможности. Невероятные мечты научной фантастики могут стать реальностью. Вавилон, похоже, стал городом мирового значения, столицей всего земного шара. А башня символизирует программу нового сотворения, в которой человек-творец создает лучшую расу и мир, который более чем нынешний соответствует его стандартам.

Истинные истоки этих дерзких мечтаний обнаруживаются в истории обольщения Адама и Евы в раю: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» (Быт. 3:4-5).

Глаза мужчины и женщины, кажется, уже открылись светом просвещения. Мы глубже постигаем законы природы и поэтому способны не только воссоздать себя и мир, в котором живем, но и установить новые законы прагматичной нравственности, исключающие как самого божественного законодателя, так и любые религиозные предубеждения. Наши творческие мотивы и цели стали мерилом всего.

В прошлом году мы отметили столетие со дня смерти Фридриха Ницше (1844—1900), одного из наиболее влиятельных немецких философов XIX века и, в некотором роде, самого революционного мыслителя Германии. Он провозгласил «смерть Бога», «переоценку всех ценностей», конец гуманистической морали, основанной на греческой философии и библейской мысли, и предложил новую форму человеческого существования, пребывающую «вне пределов добра и зла» и зиждущуюся на власти и успехе.

Поэтому он глубоко презирал христианские традиции и называл их «этикой рабов» (Sklavenmoral). Героями Ницше стали такие личности, как Юлий Цезарь, Чезаре Борджа и Наполеон Бонапарт. Ему антипатичны были Сократ, Платон и, в особенности, апостол Павел. Он проложил дорогу фашизму и националсоциализму, в которых нашли отклик его идеи.

Среди наиболее влиятельных теорий философа была идея о создании новой, высшей расы «суперчеловека» (Ubermensch), концепция, несомненно, рожденная под воздействием учения Чарльза Дарвина, отца эволюции, и Гобино, давшего теоретическое обоснование расовому антисемитизму. Однако не только Ницше, но и идеология марксизмаленинизма, на первый взгляд абсолютно противоположная, ставила перед собой цель создать новое, совершенное общество.

И тоталитарная идеология элитарного расизма, и коммунизм несут на себе ответственность за неописуемые зверства прошлого столетия. Они подтверждают истину еврейской и христианской антропологии, которую мы опять-таки находим в первых главах Бытия: «...помышление сердца человеческого — зло от юности его...» (8:21). Мы сотворены как соработники у Бога и несем Его образ, но мы также и падшие существа, грешники, стремящиеся в своем деспотизме и эгоизме «стать такими, как Бог».

Однако живы мы не благодаря своей собственной добродетели, а только по милости и благодати нашего Создателя и Искупителя. Этот факт ограждает нас как от крайне оптимистического, так и фундаментально пессимистичного взгляда на будущее. Он дает нам реалистическое представление, основанное на доверии к Богу, властелину истории и природы. Ему и только ему мы благодарны за все его дары, включая прогресс науки и техники. Мы должны осознавать свою ответственность за природу и полную зависимость от Бога.

Комментариев нет: