четверг, 22 мая 2008 г.

Бог действительно знает внутренние

Дорогой Джон! Так как для нас обоих Библия сохраняет свой авторитет, не лучше ли сравнить наше понимание ключевых вопросов толкования (экзегетики)? Для меня вопрос стоит так: могут ли учителя богословия открытости выполнить такую экзегетику, сила которой смогла бы обратить самое ядро церковного учения о Божиим знании будущего и отношении Бога ко времени?

В нашей переписке вы спросили меня: «Как вы поступите с теми ветхозаветными текстами, где говорится, что Бог восскорбел, раскаялся, возрадовался? Не сказал ли Бог Аврааму: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога» в ответ на готовность Авраама принести в жертву Исаака? Не говорит ли это о том, что знание Бога об Аврааме возросло в ответ на его великий акт веры?». Хороший вопрос. Вы правы в том, что обоим нам необходимо понять смысл Божьих слов в Быт. 22:12. Вы написали: «Ответ следует искать в стремлении Бога благословить все народы на земле» (Быт. 12:3). Бог должен был выяснить, тот ли человек Авраам, на которого Бог мог бы положиться в исполнении Своего божественного замысла. Буквальное значение текста Бытие 22 таково, что Бог «теперь» узнал, что Авраам будет верен.

А вот другой библейский текст учит нас, что Бог действительно знает внутренние помыслы человека. В самом деле, одно из характерных отличий Бога от человека, особенность, являющая славу Божию, состоит в способности Бога именно это делать. Писатель Паралипоменона отметил, что «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей». В 1 Царств 16:7 мы читаем: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Давид пишет: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Пс. 138:1-2). Бросается в глаза, как Бог мог знать Давидовы мысли до того, как он выразил их, если только Бог не знает в полноте его сокрытую внутреннюю жизнь. Фактически удивительная способность Бога превосходить человека в его знании побудила Давида сказать: «Дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его!» (стих 6). Так оно и есть. Давид не Бог.

Воистину такие тексты дают те очки, через которые я толкую то, что происходит между Богом и Авраамом.

Прямое значение, которое принимают богословы открытости, просто не может быть вложенным смыслом текста. Если текст не касается протяженности знания Божия, то о чем же он? Если мы обращаемся к авторам Нового Завета, таким как Иаков или автор Послания к Евреям, трактующим этот текст, то видим, что они сосредотачивают наше внимание на готовности Авраама пожертвовать Исааком как на проявлении веры в добрых делах, а также на вере Авраама в Божию силу воскресить мертвых. Даже если бы Исаак умер на руках Авраама, он верил, что Бог силен вернуть Исаака к жизни (сравни Евр. 11:17-19).

Комментариев нет: