среда, 28 мая 2008 г.

Возложенное на Моисея бремя

Центральной картиной Ветхого Завета был и остается эпизод, когда величественный Моисей, держа в руке скрижали, сходит с горы. Скрижали каменные. К этому мы так привыкли, что не задумываемся, ну, скажем, сколько весили эти скрижали, которые так легко, по замыслу художника, несет Моисей. Описанные в Исх. 25:10 размеры ковчега, в котором они хранились, дают в грубой прикидке килограмм 35—40.

Итак, возложенное на Моисея бремя было тяжело, но переносимо. Вообще Богу небезразлично, под силу ли будет ноша, возлагаемая на человека. Современники Моисея писали на папирусах, на кожах. Разве Господь не мог дать заповеди на кожах? Это могло бы стать другим глубоким символом — кожи были первой заботой Бога о падшем человеке. Но Создатель пожелал дать скрижали каменные. И это, как мы видим из истории, вовсе не для того, чтобы они сохранились, подобно камню с законами Хаммурапи. Тогда почему? Ведь у Творца во всем есть логика, вопрос лишь в том, сможем ли мы ее отыскать.

О важности данных Им изречений Бог говорит: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, ... поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. » (Лев. 26:3-12). Большинство комментаторов не останавливается на первом стихе, двигаясь к объяснению более важного. Другие понимают «уставы » как синоним слову «заповеди», хотя в данном случае эти слова не следует понимать одинаково, так как о заповедях сказано отдельно. Тогда возникает законный вопрос: что же означает «если вы будете поступать по уставам Моим»?

Возможно, это следует понимать в смысле «если вы будете заняты изучением Священного Писания». Употребленное здесь в оригинале Библии еврейское слово hQx' u, переведенное как «устав», произносится «хокка» и имеет общее происхождение с однокоренным ему словом qqx; ' «хакак» — гравировать, высекать в камне. Выходит, здесь Библия дает намек, что слова Святого Писания, над изучением которого мы трудимся, должны отпечатываться в нашем сердце, словно на камне под рукой резчика.

Вернемся теперь к вопросу, почему же Бог не дал Закон на папирусах или кожах. Написанные буквы, хотя и являются как бы одним целым с материалом, на котором написаны, по сути состоят из разных вещей: чернил и основы — бумаги либо кожи. Буквы же, вырезанные в камне, составляют совершенно единое целое с этим камнем. Их невозможно разделить. Они по-прежнему остаются камнем, сами по себе не представляя ничего, но существенно изменяют суть и назначение этого камня.

В любой учебе возможны как бы два уровня. Человек может изучать какое-то дело, и получение знаний будет представлять для него самоцель. Он будет учиться, чтобы больше знать — попросту потому, что это ему необходимо или просто интересно. Этот уровень символизируют буквы, написанные на папирусах или коже.

По-другому обстоит дело с Библией. Мало того, чтобы написанное в ней нам было интересно, нравилось, чтобы ее знания наполняли нас. Бог требует от нас нечто иное, значительно большее. Библейская мудрость должна раствориться в нас, стать нашим естеством, как бы частью самого человека, неотделимой от Священного Писания. Именно такой уровень символизируют буквы, выбитые в камне.

Из этого становится понятно, почему изучение Священного Писания именуется «уставами». Да, для их изучения необходимо интеллектуальное погружение, но главное — полная самоотстраненность перед Божественной мудростью. Ведь если речь идет о Библии, самой ее идее, то в ней сам Бог желает, чтобы мы с Ним составляли единое целое.

Мы должны знать Библию не из суетного стремления к знаниям ради них самих, но чтобы цель Бога переносилась из области понимания в область перспективы и реализации. Это должно повлиять на нас так, чтобы менялись мы и наша повседневность, поднимаясь до духовного смысла вещей. И именно такой подход является залогом того, чтобы изучение Библии стало для нас как выбитые в камне буквы.

Иудеи наделяли заповеди Закона особым смыслом. Так, по подсчетам мудрецов Талмуда, наше тело состоит из 248 различных органов и костей, соответствующих 248 заповедям «делай », перечисленным в Пятикнижии, и 365 сухожилий и связок — и столько же мы находим заповедей «не делай » (по числу дней в году!). К примеру: «Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.» И следом: «Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься. » (Втор. 22:11-12). Развивая эту аналогию, можно сказать, что заповеди «делай» не смогут функционировать и распадутся, как кости без связок, без заповедей «не делай».

Кстати о кисточках. Многим сегодня кажется странной эта обязательная часть одежды иудея, данная в Божьих уставах. В Числ. 15:37-41 мы читаем: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.»

Почему кисточки? Почему Богом было предусмотрено именно таким способом напоминать иудеям о полученных на Синае заповедях? На иврите эти кисточки называются «цицит» (tciyc), и ничего другого это слово не обозначает. Существует мнение, что оно совершенно особым образом указывает на Божьи заповеди.

Сумма числовых значений входящих в него букв равна 600 (90+10+90+10+400), что вместе с восемью нитями и пятью узлами, содержащимися в каждой кисти, и составляет число 613 — число всех заповедей Закона.

Этот пример является ярким свидетельством того, насколько большое значение придавали иудеи не только буквам, но и цифрам. У каждого слова, каждого имени и каждого отрывка в Библии на языке оригинала есть свое числовое выражение, называемое гематрия. Оно соответствует сумме числовых значений, которое имела каждая буква, входящая в него. Некоторые считают, что с помощью гематрии можно узнать дополнительные сведения, «зашифрованные» таким образом в Библии: если два отрывка или понятия имеют одинаковую гематрию, то они выражают одну идею, но с разных точек зрения.

Комментариев нет: