четверг, 22 мая 2008 г.

Святая трущоб

В 38 лет Мать Тереза покидает монастырскую тишь Лоретто и меняет свое черно-белое монашеское облачение на уличный наряд — белое с голубыми полосками сари, сшитое из материала наподобие того, из которого у нас делают простыни. Такую одежду постесняются носить даже наиболее бедно живущие индусы. В 1949 году папа Пий XII благословляет ее на создание нового ордена — Миссионерок Милосердия или Миссионерок Божьей Любви, как они называют себя здесь, в Украине. Его члены должны давать три основных обета — бедности, безбрачия и послушания и сверх того еще один — посвящения себя служению обездоленным, которых сама Мать Тереза называла воплощением Христа. Сестры вели простой образ жизни, деля поровну между собой всю работу и помогая умирающим и обездоленным пищей, лекарствами и заботой — смотря кто в чем нуждался более.

Но самое главное — сестры делились любовью и радостью Божьей. «Если наши действия просто полезны, но не дают радости людям, — считала Тереза, — эти несчастные так и не будут никогда в состоянии подняться навстречу тому зову, который мы хотели бы, чтобы они слышали — зов Бога прийти ближе к Нему».

Однажды в 1948 году она нашла женщину «наполовину съеденную червями и крысами», которая, еще живая, лежала в пыли перед госпиталем Калькутты. Миниатюрная монашка оставалась с женщиной, пока та не умерла, а затем обратилась к властям города с просьбой предоставить помещение, где больные бедные люди могли бы проводить свои последние дни и по крайней мере умереть достойно человеческого существа. Так возникла больница «Нирмал Хридэй» («Чистое сердце»), известная как «Дом для умирающих», которая стала центром благотворительной деятельности Матери Терезы и местом, которое она всю жизнь будет называть своим домом и где она посвятила всю себя заботе о тех, кто оказался не нужен всему остальному миру.

«Святой трущоб» назовет ее позже британское телевидение. Мать Тереза до последних дней, пока совсем не ослабела, вместе с сестрами обмывала и перевязывала прокаженных, ухаживала за смертельно больными и просто обездоленными. «Когда я омываю раны прокаженного, я чувствую, как будто я ухаживаю за Самим Господом. Неужто это не прекрасное ощущение?» — говорила она в одном из интервью. Однажды у журналиста, наблюдавшего за этим процессом, невольно вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов...» — «За миллион и я бы не сделала, — ответила Мать Тереза. — Только из любви к Господу!».

Отсюда, из этого дома в течение почти полувека она развивала свое служение на всех пяти континентах. Казалось, везде, где люди нуждались в помощи и утешении, появлялась «ангел милосердия» — Мать Тереза: среди голодающих Эфиопии и облученных ликвидаторов Чернобыльской аварии, жертв землетрясения в Армении и согнанных со своих земель апартеидом жителей Южной Африки.

По всему миру — от лачуг Калькутты до гетто Нью-Йорка — она создавала сеть приютов для бедных, включая и первый дом для жертв СПИДа. В 1982 году, во время осады Бейрута, она смогла договориться с палестинскими партизанами и израильской армией о временном прекращении огня, чтобы вывезти 37 детей из госпиталя, оказавшегося на линии фронта.

В Индии и за ее пределами Мать Тереза и миссионерки ее ордена посвящали себя служению слепым, немощным, старикам и беднякам. В середине 50-х годов орден основал Шанти Нагар (Город мира) — колонию для прокаженных. Открывались по всему миру школы, приюты для бездомных и сирот, лепрозории... К 1996 году у ордена уже было 517 миссий в более чем 100 странах. И в каждом месте забота и помощь несли людям живой пример Божьей любви и сострадания.

В Киеве, в доме, где живут сестры ордена Милосердия, на стене висит большой плакат с изображением Матери Терезы и словами, которые Иисус говорил своим ученикам: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:35-40)

Мать Тереза всей своей жизнью учила понимать эти слова буквально. «Поскольку Бог — в каждом из нас, — говорила она, — то, когда мы пытаемся подражать Его примеру любви, мы любим Его в других и в то же самое время мы даем Ему возможность любить других через нас. Мы — Его руки, Его ноги, Его улыбка, Его сострадание... Когда мы любим по Его воле, мы делаем Его присутствие видимым. Мы можем материализовать Его любовь. Поэтому так высоко наше призвание и так велика наша ответственность. Поэтому мы можем быть так благодарны...»

Комментариев нет: