четверг, 22 мая 2008 г.

Бремя славы

Первые 20 лет служения Матери Терезы прошли относительно незамеченными. Но все резко изменилось после того, как в 1969 году телевидение ВВС сделало о ней первый документальный фильм. Вскоре после фильма последовала книга, ставшая бестселлером, и очень вскоре Мать Тереза стала мировой знаменитостью.

Со всех концов света на «святую трущоб» посыпались добровольцы и пожертвования. Сильные мира сего начали искать ее дружбы и расположения. Ее труд снискал мировую известность и уважение. Специальные награды и знаки отличия от королевы Елизаветы и американского Конгресса, степень почетного доктора Гарвардского университета и многие другие венчались присуждением ей Нобелевской премии мира в 1979 году.

Когда ей сказали об этой новости, единственной реакцией было спокойное: «Я недостойна...». Получая премию, она была облачена в то самое копеечное сари, которое она приобрела, основывая первый приют. До этого она отказалась садиться в подаренный ей «линкольнконтиненталь ». А средства, полагающиеся на банкет по случаю церемонии вручения, просила передать на нужды приютов... Она всегда чувствовала себя неуютно в лучах прожекторов и признавалась: «Для меня это гораздо труднее, чем купать прокаженных».

Бог даровал ей испытание славой, она его с честью выдержала. Мир думал, что облагодетельствовал ее, даровав известность и богатства. И подобное отношение Матери Терезы ко всему этому не могло остаться безнаказанным.

В 1994 году по британскому телевидению был показан документальный фильм с примечательным названием «Ангел из ада». В этой передаче и последующей за ней книгой Кристофера Хитченса подвергались резкой критике некоторые действия и высказывания Матери Терезы, ее связи с политиками и бизнесменами якобы сомнительного толка. На самом деле, людям просто не давали покоя три вещи: ее известность, ее деньги и ее стремление к святости. Вернее, их комбинация.

Ее обвиняли в том, что она водила знакомство с женой диктатора Гаити Жан-Клода Дювалье, что она приняла более миллиона долларов пожертвований от Чарльза Китинга, обвиненного в крупных финансовых махинациях. В том, что позже она была единственным человеком, написавшим письмо судье по делу Китинга в его защиту, в котором говорила, что подсудимый уделял «много внимания помощи бедным»; что она не вернула по требованию общественности и газет эти деньги назад. В том, что она, собирая по миру миллионы, продолжала носить свое бело-голубое сари и спать на тощем матрасе, и даже в том, что на аудиенцию к папе римскому она поехала на автобусе, а не на такси...

Короче, ее обвиняли в том, что она была не от мира сего. Что она может думать и поступать не так, как того требует общественное мнение, руководствуясь лишь Словом Божьим и вложенной Господом в ее сердце любовью.

Люди этого не понимали. Они считали поведение Матери Терезы то ли плохо скрываемым ханжеством, то ли хорошо скрываемым лицемерием... Бедняга Хитченс просто исходил желчью, рассказывая в интервью, как Мать Тереза в ответ на обвинения его книги просто написала, что она его прощает и будет молиться о нем.

Действительно, ответ матери Терезы на все обвинения прессы и телевидения был весьма коротким и весьма в ее стиле: «Неважно, кто что говорит, - принимайте майте это с улыбкой и продолжайте делать свое дело...».

Комментариев нет: