среда, 28 мая 2008 г.

О «йодах» и «вавах»

Но вернемся к йотам и чертам. Йота (по-еврейски «йод») представляет собой точку, которая в свитках Торы выглядит как сходящая с пера капля чернил — `. Некоторые еврейские богословы полагают, что подобно тому, как буквы, входящие в состав математических или химических формул, приобретают в них новый смысл, отличный от того, который они могут нести в качестве текста, буквы иврита являются символическим отражением того изначального «Слова», лежащего в основе мироздания. В рамках такого подхода йота символизирует переход от небытия к бытию, переход из мира потусторонней реальности к реальности материальной.

С йоты начинается личное имя Бога, как оно записано в завете с Израилем — Яхвэ hwhy. Имя Божие чтилось столь высоко, что даже вслух его нельзя было произносить. При чтении Святого Писания произносилось другое слово — Адонай, что значит «Господин », которое впоследствии перешло в греческий текст как kur, ioj с тем же значением, а затем и в текст наших Библий как «Господь». И теперь оно уже не воспринимается как личное имя Бога, как имя, под которым Бог выступает в Завете с Израилем.

О какой черте говорил Христос? Скорее всего, Он имел в виду букву «вав» w. По своей форме эта буква напоминает крючок (именно таково значение слова «вав), а в предложении служит соединительным союзом «и». Буква w в той же системе скрытых значений традиционно символизирует совершенство.

Но будем трезвы по поводу скрытого смысла названий букв и их начертаний. Алфавит, о котором идет речь и которым написан Ветхий Завет в современной еврейской Библии, не является тем, которым были записаны Десять Заповедей на скрижалях Завета. Это скорее его «двоюродный племянник», который называется арамейским квадратным письмом, в отличие от угловатого, понастоящему древнееврейского, который теперь именуется палео-ивритом, финикийским или самарийским письмом.

Комментариев нет: