четверг, 22 мая 2008 г.

Бог допускает некоторую степень свободы

Дорогой Крис! Я ценю вашу мудрость. Богословие формируется через диалог и мне приятно общаться с вами.

В ответ я хочу сказать, что согласен с тем, что «во Христе Иисусе Бог ясно высказался против зла и греха». Это согласие в немалом! Иисус воистину ответ Божий на наше зло, являет божественную любовь к нам.

Я согласен, что Бог «допускает» злу случиться и что Бог «выступил против того самого зла». Однако, вы, как истинно традиционный богослов, и я, как приверженец богословия открытости, расходимся во мнениях о роли зла в планах Божьих. Так как вы верите, что Бог ни в чем не может быть другим, а мы никоим образом не можем повлиять на Него и что Бог отвечает за все подробности происходящего, то должны сказать, что всякое происходящее зло входит в планы Божьи, и что всякое и каждое зло происходит на добро. А если так, то как вы смеете утверждать, что Бог действует «против» того самого зла, которое Он сначала назначил?

Согласно вашей позиции, происходит только то, чему Бог предопределил, а потому Бог никогда ничем не рискует, а Его воля не подвержена изменению. Поэтому вам неизбежно придется отрицать, что Бог искренне восскорбел над нашим грехом (Быт. 6:6), ибо совершенно бессмысленно говорить, что Бог восскорбел над тем, чему Он предопределил произойти.

Более того, если Бог никогда не отвечает нам, вы должны согласиться с доктриной о неотразимой благодати (мы не можем отвергнуть волю Божью) и безусловном избрании (Бог избирает тех, кто спасен, независимо от того, что спасенный бы ни делал).

Да, конечно, вы можете просто взывать к «тайне» и сказать, что мы не разумеем путей Господних.

Вы утверждаете, что я подчиняю Писания требованиям человеческой логики. Фактически мы все используем логику, когда читаем Библию — я не допускаю, что вы читаете только отдельные места из нее.

Вы веруете, что Бог управляет совершенно всем так, что Его воля никогда не будет отвергнута и что люди «свободны» действовать по своим желаниям, но они не свободны поступить иначе, чем они поступают. То есть, вам придется согласиться с учением о «совместимой свободе» (детерминизм и человеческая ответственность совместимы). По-вашему, все, что Бог должен делать, это обеспечить, чтобы наши желания были именно теми, какие Он желает, чтобы у нас были, и тогда мы будем «свободно » делать то, что Бог предназначил.

Однако мы, согласно арминианской традиции, верим, что Бог допускает некоторую степень свободы и не держит все под абсолютно жестким контролем. У нас есть свобода сделать наоборот то, что мы делаем (то есть, убийца может воздержаться от убийства), и мы можем частично изменить волю Божью.

Далее, мы верим, что Божье знание о будущем частично определено, а частично остается открытым по трем главным причинам.

Во-первых, мы верим, что этому учат Писания.

Во-вторых, хотя мы в общем согласны с богословием арминиан, мы веруем, что полное предузнание наших будущих решений ведет к потере свободной воли.

В-третьих, «будущее» еще не существует, так что «в нем» нечего знать.

Мы верим, что Бог знает все, что может быть узнано, а потому говорить, что ограниченность Бога состоит в незнании того, чего нет, нелепо.

Ну, и в заключение, вы поддали меня кулаком церковной традиции. Отметим, что богословы обсуждали природу и содержание Божия всеведения тысячелетиями. Есть несколько традиций относительно того, что Бог точно знает.

Мы чтим богословские традиции: не соглашаться с великими богословами — дело серьезное. Тем не менее, мы, как и Лютер, испытываем потребность утвердить наш взгляд ради Писаний и здравого смысла. Ваши слова подобны словам Иоганна Экка, главного обвинителя Лютера, который заявлял, что уму непостижимо, чтобы такое множество богословов оказалось в заблуждении по столь важному вопросу, как учение о спасении. Лютеране, реформаты и католики убивали анабаптистов за выражение взглядов, которые большинство евангеликалистов принимают само собой разумеющимися.

Защитники открытости не отрицают всех традиций. Мы подтверждаем общепризнанные символы веры, основное учение Реформации, авторитет Писаний, важность молитвы и хлебопреломления.

Да благословит Господь ваши путешествия, Джон.

Комментариев нет: