Итак, Плантинга положил разумный базис тому, чтобы христиане могли продолжать верить в Бога, в частности, в Бога исторически традиционного на фоне самых обескураживающих философских воззрений нашего столетия. Он сделал это, однако, в духе 20-го века. Он не предложил теодицею, объяснение того, как Бог фактически управляет греховным миром. Плантинга всего лишь показал, что нет противоречия в том, чтобы верить, что Бог благ, что Бог всемогущ, и что все же зло существует. Нужно ли останавливаться на этом или идти дальше, к вере в Евангелие — ну, не ему как философу об этом говорить.
Не выдвинул Плантинга аргументов и об истинности христианства. Опять-таки все, что он сделал — это показал, что нет ничего неправильного в том, что христиане верят, что их религия эпистемологически обоснована. Истинно ли христианство — опять же, это вопрос не к нему, как к философу.
Что на самом деле сделал Плантинга — так это предотвратил вытеснение христианства основными мировыми философскими течениями из области разумных возможностей. Он помог сохранить место для интеллектуально обоснованной христианской веры. А нужно ли идти дальше и принять веру христиан — это вопрос, обращенный к богословам, апологетам и евангелистам, а также к каждому отдельно христианину и ко всем христианским церквям. В их задачу входит раскрыть это через верное свидетельство. И, в конечном итоге, это задача Святого Духа. Элвин Плантинга мастерски выполнил свою часть как философ и незаметно отошел в сторону, давая возможность каждому из нас выполнить свою.
Комментариев нет:
Отправить комментарий