понедельник, 21 апреля 2008 г.

Наши молитвы могут повлиять на Божье решение

Наши молитвы могут повлиять на Божье решение

Будучи подростком, я был потрясен смертью своего друга и впервые задумался о роли Бога в человеческих делах. Несколько лет спустя, изучая богословие, я узнал из учебника по систематическому богословию, что Бог неизменный, что Он никак не зависит от нас и ни в коей мере не ответственный перед нами. Я был потрясен! Евангельское благочестие, в котором я был воспитан, совершенно противоречило такому взгляду. Я например, был научен, что наши молитвы могут повлиять на Божье решение.

Поэтому я оказался на распутье — или благочестие, которому я был научен, неверно, или то, что я читал по богословию, было неправильным. Через 20 лет я пришел к определенному мнению. Мой вывод состоит в том, что евангельское благочестие, в котором я был воспитан, библейски корректное, а потому мне нужно по ряду вопросов поправить наше богословие, дабы оно соответствовало, а не противоречило нашему библейски обоснованному благочестию.

А теперь позвольте мне подытожить те взгляды, которых я сейчас придерживаюсь, — так называемое богословие открытости Бога.

Во-первых, триединый Бог любви по Своему всемогуществу создал все и является Владыкой всего. По Своему державному изволению Он создал творения, способные воспринимать Его любовь. Бог любит нас и желает, чтобы мы имели взаимные отношения любви с Ним и другими Его созданиями. Создавая нас, божественная воля состояла в том, чтобы мы испытали любовь Троицы и ответили на нее своею любовью, добровольно идя на сотрудничество с Богом в достижении Его целей. Бог даровал нам свободу, необходимую для развития истинно личных отношений любви. Бог верен Своим намерениям в отношении Своего творения.

Во-вторых, Бог, по всемогущественной Своей свободе, решил сделать некоторые из Своих деяний обусловленными нашими молитвами или действиями. Бог вовлекает наше добровольное сотрудничество в Свои планы. Бог воистину отвечает на то, что мы делаем. Бог искренно вовлечен в динамику взаимообмена с нами.

В-третьих, по мудрости Своей Бог решил явить скорее общее, а не мелочное провидение, даруя нам свободу для самостоятельных решений, позволяющее Богу созидательное обращение с нами. Бог избрал не управлять каждым событием, которое происходит в нашей жизни. Более того, у Бога гибкая стратегия. Хотя божественная природа остается неизменной, Бог отвечает на случайные события, даже по необходимости уточняя Свои планы, учитывая свободные решения Своих творений.

Иногда Бог Сам решает, как исполнять эти задачи. Обычно же Бог идет на сотрудничество с человеком, и, таким образом, как Бог, так и люди определяют, каким будет будущее.

Вот как история свидетельствует о поступках Бога и людей. Если бы еврейские повивальные бабки боялись фараона, а не Бога и убивали новорожденных мальчиков, то Бог бы ответил соответственно, и история была бы другая. Отказ Моисея вернуться в Египет побудил Бога вовлечь в общение с народом Аарона, а не Моисея. То, как люди поступают и приходят ли они к вере в Бога, приводит к изменению деяний Божьих.

Всеведающий Бог знает все, что возможно знать. Бог знает прошлое и настоящее в мельчайших подробностях, а будущее как частично определенное (закрытое для изменений) и частично неопределенное (открытое для изменений).

Божие знание о будущем состоит из знания о том, что Бог уже предопределил в одностороннем порядке, знания возможных ситуаций (то есть того, что еще не определено), и тех событий, которые предопределены неизбежно (например столкновение астероида с планетой). Следовательно, будущее частично открыто, то есть, неопределенно, и частично закрыто, то есть предопределено.

Комментариев нет: