понедельник, 21 апреля 2008 г.

Оперируя проблемой зла

Зло

В рамках так называемой теории о защите свободной воли Плантинга дал ответ на кажущееся убийственным в своей логичности возражение по проблеме зла, смело заявляющее, что теисты никак не могут одновременно утверждать три истины, а именно, что Бог благ, что Он всемогущ и что существует зло. Поэтому, как гласит это возражение, теизм непоследователен и неоправдан.

Плантинга весьма сложно отвечает на этот вопрос — самая короткая опубликованная версия («Бог, свобода и зло», Eerdmans, 1974) занимает более 60-ти страниц, но, по сути, заключается вот в чем: Бог пожелал любить и быть любимым другими существами. Имея в виду именно такую конечную цель, Бог сотворил людей.

Для того чтобы мы были способны к таким взаимоотношениям, Господь дал нам право выбора, так как любовь не может быть ни непроизвольной, ни по принуждению. Такого рода свобода воли, однако, влечет за собой опасность выбора с нашей стороны собственного пути в жизни вопреки как интересам Бога, так и во вред нам самим. Наделить человека свободой воли означало для Бога возвеличить человека до такой степени, когда он мог принимать настоящие решения и нести по ним всю полноту ответственности.

Если Бог оградит нас от греха, то вместе с этим ему придется оградить нас от истинно свободных действий. Если Бог будет постоянно и незамедлительно оберегать нас от всех несчастий, то мы, скорее всего, так и не встретимся лицом к лицу с грехом и не осознаем нужды в искуплении. (Опять-таки, Господь мог бы заранее предвидеть, кто согрешит, а кто изберет добро и, таким образом, дать жизнь только последнему. Поступая так, Бог не нарушил бы прав человеческой свободы и, в то же время, не позволил бы реализоваться злу.)

Так или иначе, Плантинга утверждает, что мы, люди, возможно, страдаем от так называемой им «всемирной порочности» — состояния, в котором, независимо от обстоятельств, каждый из нас согрешает хотя бы один раз, а может, и многократно. Мы поступаем так, ибо это заложено в нашей природе.

Если Господь по какой-то причине (возможно, только Ему известной) желает наслаждаться общением с такими существами (каждое со своим пороком),
тогда Он должен дать нам возможность быть теми, кем являемся мы на самом деле, допустить существование греха. Почему же тогда Бог мирится со злом, совершаемым целыми поколениями на протяжении многих веков?

Бог допускает это, доказывает Плантинга, потому что оно, в конечном итоге, существует ради нашего же блага, или, по крайней мере, так лучше, чем могло бы быть. Бог считает, что цену греха стоит заплатить ради того, чтобы любить и быть любимым этими человеческими созданиями. А потому, согласно теории о защите свободной воли,
теисты правомочны утверждать, что Бог благ, что Он всемогущ, и что в то же время зло существует.

Важно помнить, что первоначальное обвинение в противоречивости
этих положений было абсолютным: то есть теист не может, будучи последовательным в своих рассуждениях, одновременно верить в Божью силу, доброту и в существование зла.

Все, что требовалось от Плантинги — это найти хотя бы один аргумент, подтверждающий справедливость единства трех положений, независимо от того, является ли каждая деталь защиты истинной или внушающей доверие. Философы-религиеведы сошлись во мнении (а консенсус — явление довольно редкое в этой среде), что Плантинга справился с
этой задачей успешно. Фактически предмет дискуссии сместился за последнее десятилетие к так называемым вероятностным аргументам, то есть утверждается, что очень маловероятно, что существует благой и всемогущий Бог, Который положил начало злу и Который допускает его распространение. Плантинга вступил в эту дискуссию наряду со многими другими отважными христианскими мыслителями.

Остается только подчеркнуть, что именно здесь завязалась горячая борьба, так как в конечном итоге Плантинга удалил из арсенала своих противников нокаутирующий удар чисто логических возражений.

Комментариев нет: